Электропоезд – это железнодорожный подвижной состав из одной или нескольких
мотор-вагонных секций, предназначенных для перевозки пассажиров. Электропоездом
управляет машинист. Вместе с помощником они образуют локомотивную бригаду.
Электропоезда
бывают:
·
Городские (городской экспресс, аэроэкспресс);
·
Пригородные;
·
Межрегиональные (скоростные, высокоскоростные);
·
Служебные.
Обязанности
Рабочий день машиниста электропоезда начинается с медосмотра и
предрейсового монтажа.
Заступая на
рабочее место, машинист должен:
·
убедиться в исправности оборудования и приборов,
·
проверить включение-выключение освещения,
·
проверить систему жизнеобеспечения в электропоезде.
Машинист в
пути следования:
·
Управляет
движением поезда;
·
Контролирует работу оборудования и приборов;
·
Обеспечивает плавность хода, безопасность при посадке и высадке пассажиров;
·
Наблюдает за состоянием пути, состоянием контактной
сети, устройств СЦБ и связи встречных поездов.
Инновационные
технологии
На железных дорогах нашей страны внедряются цифровые технологии,
развивается высокоскоростное движение. В электропоездах последних поколений
установлена новая микропроцессорная система управления, в которую интегрированы
системы диагностики и автонаведения.
Инновационным оборудованием должны уметь пользоваться машинисты скоростных
и высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка».
Машинист
электропоезда «Сапсан» работает:
·
С автомизированными системами обработки информации;
·
Сетью передачи данных;
·
С электронными архивами.
В своей ежедневной работе он использует информационно-аналитические
системы, которые обеспечивают передачу, хранение и анализ различных данных. К
ним относятся:
·
Автоматизированная система «Многофункциональная
электронная карта» (АС МЭК)
·
Автоматизированная система управления пригородным
хозяйством (АСУПРИГ).
Для данной профессии разработан профессиональный
стандарт – работник по управлению и обслуживанию мотор-вагонного подвижного
состава.
Обучение
Специальность «Машинист
электропоезда» – высокооплачиваемая профессия. К тому же они имеют право на
досрочный выход на пенсию. Однако, прежде чем им стать, сначала необходимо пройти обучение в
колледже или на курсах помощника
машиниста электропоезда.
На обучение профессии машиниста в средних специальных учебных заведениях
и организациях дополнительного
профобразования принимают всех желающих с образованием не ниже среднего общего.
К работе допускаются люди только с отсутствием медицинских противопоказаний.
Однако прежде чем стать машинистом электропоезда, нужно 2 года отработать
помощником машиниста. Опытный и высококвалифицированный машинист со временем
может стать машинистом-инструктором локомотивных бригад или дежурным по мотор-вагонному
депо. А при наличии высшего образования – начальником мотор-вагонного депо или
его заместителем.