Шпалы являются важной частью железнодорожного полотна. Сегодня они сделаны преимущественно из газобетона. Но так было не всегда. Когда-то это были своеобразные брусья, которые укладывались, как и сейчас прямо на балласт в виде щебня.
С самого начала железнодорожные шпалы изготавливали из древесины. Дело в том, что этот материал на тот момент был самым доступным с финансовой точки зрения, распространенным и легко поддавался обработке.
А еще он показал себя отлично в эксплуатации. То есть деревянные шпалы не были слишком чувствительны к изменениям температур. Они отлично сцеплялись с щебенкой в качестве балласта. Также это были упругие шпалы, которые не проводили электричество.
Но древесина имеет и множество недостатков. Например, быстро заметили, что со временем деревянные шпалы выходили из строя и требовали замены. Зачастую они попросту гнили. Гниение начиналось с мест крепления с рельсом и расходилось по всему брусу. Эта проблема стала масштабной не в последнюю очередь и потому, что для изготовления шпал использовали сосну, которая очень подвержена гниению.
Следующим шагом развития шпал стала из обработка специальными веществам. Речь идет о антисептиках или маслах, которые значительно увеличивали срок эксплуатации изделий. так появились деревянные пропитанные шпалы.
Эти изделия уже не так подвержены гниению. И они все так же отлично сцеплялись со щебнем и не боялись перепада температур. При этом служить такой материал уже мог 7-40 лет, в зависимости от условий эксплуатации и породы древесины, из которого были изгтволены шпалы.
После этого перешли на железобетонные. Они стоят недорого, дольше служат и просто являются более современным материалом. Такие шпалы уже совсем не гнию, никак не реагируют на атмосферные воздействия и обладают высоким запасом прочности. В изготовлении они тоже простые и недорогие. Именно эти шпалы сегодня и используются повсеместно.