Износ сопряженных деталей приводит к ухудшению эксплуатационных качеств тепловоза. Так, из-за износа поршневых колец и ручьев поршней понижается плотность камеры сгорания и уменьшается давление при сжатии, что влечет за собой понижение мощности дизеля и увеличение расхода топлива.
В первом периоде работы трущиеся детали изнашиваются сравнительно быстро, происходит их приработка. Продолжительность приработки и величина износа деталей зависят от качества обработки рабочих поверхностей, точности монтажных размеров, характера посадки, качества сборки и условий эксплуатации. Во втором периоде износ протекает сравнительно медленно, и только в конце его величина износа приближается к предельной. С этого момента начинается третий период работы. В трущихся деталях в результате их большого износа появляются ударные нагрузки, шумы и стуки, а также повышается скорость нарастания износа.
Коррозионные повреждения деталей тепловоза (цилиндровые гильзы, вкладыши подшипников коленчатого вала, крышки цилиндров и др.) происходят в результате химического взаимодействия металла деталей с охлаждающей водой и смазкой. Подробнее на смазочно-охлаждающая жидкость. Основными средствами борьбы с коррозией являются применение противокоррозионных присадок к охлаждающей воде и использование качественной смазки.
Нарастание износа деталей в процессе работы тепловоза протекает различно: одни детали изнашиваются быстрее, другие — медленнее. Поэтому предельные износы деталей не совпадают по времени работы и межремонтные пробеги тепловозов устанавливают по предельным износам только основных узлов и агрегатов.
j