Для большинства фирм иметь собственное помещение - непозволительная роскошь, поэтому для работы, представления своей продукции или деловых встреч компании арендуют нежилые помещения. Такая аренда заключается в виде договора, в котором прописываются все условия съема офиса или помещения. Конечно, прежде чем подписывать такой документ, необходимо все тщательно изучить и проконсультироваться с юристом.
В каждом договоре есть свои нюансы, и некоторые арендаторы полагают, что самое основное в договоре - это плата за пользование помещением и за ремонт производственных помещений, но это не совсем так. Немаловажным фактором является и срок аренды помещения и возможности его расторжения. Существует еще один момент, который называется депозитом - это своего рода страховка арендодателя на случай непредвиденных ситуаций, он представляет собой некоторую сумму, которую вносит арендодатель за последние месяцы аренды.
Стоит заметить, что заключаемые договора сроком до 11 месяцев считаются краткосрочными, а вот те, что заключаются на более длительный срок - долгосрочными. Примечательно, что последние подлежат регистрации в федеральном реестре.
От чего зависит цена аренды
Цена помещения зависит от множества факторов, например, чем выше класс помещения, тем дороже оно стоит, здесь же учитывается наличие инфраструктуры вокруг помещения или здания (бизнес центра). Сюда включают стоимость за обслуживания помещения, в том числе оплату телефонов, сети интернета.
Расход по использованию воды и электроэнергии могут, как входить в стоимость арендной платы (в случае отсутствия индивидуальных счетчиков, в этом случае эти показатели считаются как средние из расчета расхода на 1 метр квадратный), так и считаться отдельно. В этом случае оплата производится непосредственно арендатором согласно показаниям счетчиков.
Помимо указанных расходов, в стоимость аренды могут включить ежегодное обслуживание кондиционеров, уборка помещения, охранные услуги и сигнализации.
Повышается ли аренда в течение всего срока договора?
Чтобы арендодатель мог повысить арендную плату, ему необходимо заранее (не позже 30 дней) уведомить арендодателя о повышении стоимости аренды офиса, желательно это делать в письменной форме, дабы потом не последовали взаимные претензии.
Однако чаще правило повышения стоимости фиксируется в договоре, оно предполагает повышении тарифов не более одного раза в год. Стоит отметить, что такой вариант предусмотрен и законодательством, поскольку повышение арендной платы это своего рода страховка своих активов (в данном случае помещения) от инфляции.
Нужна ли страховка офиса?
Конечно, во избежание непредвиденных ситуаций с порчей имущества (как намеренной, так и случайной) арендодатель заинтересован в страховании помещения, в том числе отделки и ответственности перед третьими лицами (то есть другими арендаторами, которым может быть нанесен вред вследствие пожара, затопления или проведения мелкого ремонта).
В процессе подписания документов об аренде, стороны договариваются о страховании гражданской ответственности арендатора, поскольку помещение в бизнес-центре - это солидные инвестиции, терять которые никому не захочется.
На каком основании арендодатель может расторгнуть договор?
Очень многие задаются таким вопросом, поскольку после проведения зачастую дорогих ремонтов, арендатор рассчитывает на спокойное ведение бизнеса сроком, который указан в договоре. Но если арендодатель выявляет нарушения договора, например, использование помещения не по назначению или даже регулярная просрочка платежей, то он имеет право досрочно расторгнуть договор аренды. Это не все причины, ведь пунктов в договоре много, а нарушить его довольно легко, особенно при несоблюдении элементарных правил.
Прежде чем инициировать расторжение договора, арендодатель должен уведомить арендатора о нарушениях с его стороны в письменном виде и, если в ответ не будет проведено никаких мер, лишь в этом случае возможно расторгнуть договор аренды.
Есть ли в договоре штрафные санкции?
Любой договор предусматривает штрафы и начисление пени за просрочки платежей. Обычно устанавливают пеню в пределах 0,3-0,5 % от суммы ежемесячного платежа. Помимо таких штрафов есть и другие, они всегда прописываются в договоре, однако зачастую стороны стараются не конфликтовать и договариваются о возможных взаимоуступках относительно штрафов.
Вывод
Как уже было указано, у всех договоров свои нюансы, поэтому для начала лучше оговорить спорные вопросы и, при необходимости, внести коррективы в договор, чтобы впоследствии не иметь проблем с арендодателем.