В развитии транспорта в Коми крае в начале 20 века особых изменений по
сравнению с предыдущим столетием не произошло. Пожалуй, можно назвать лишь проведенные
работы, для водных путей (на маршруте пароходов до Усть-Сысольска): появление надзора
за судоходным транспортом на Вычегде, очистные работы Вычегды и в меньшей
степени Сысолы уборка камней, бревен, мелей, а также расстановка вехи на ее
фарватере и освещения до города Усть-Сысольск.
Не всё проходило гладко, возникали и проблемы: установка освещения в режим «обстановка»
включалась только, когда были движения пароходов по расписанию. Поэтому суда,
по сообщениям современников, часто не могли придерживаться графика, и пароходам
часто приходилось проходить по ночам те места, где ночной режим «обстановка»
отсутствовал. Хорошо, что сноровка и мастерство управляющих позволяло плавать в
те времена и без режима «обстановка».
Новые дороги в Сыктывдине не строились. Движение по дорогам
осуществлялось, как и ранее, исключительно гужевым транспортом. Правда, в 1913
году по Сыктывдину, по сведениям историка М. Б. Рогачева, проехал первый
автомобиль потому, что владельцы Кажимского завода решили прокатиться на нем из
Усть-Сысольска в Кажим. Но так как состояние дороги в некоторых местах
оставляло желать лучшего, приходилось прибегнуть к помощи лошадей, чтобы
протащить автомобиль на таких участках.
Стоит упомянуть о том, что в начале 20 века (в 1915-1916 годах) были выдвинуты
первые идеи о строительстве железных дорог, которые пересекали бы территорию
Сыктывдина. Согласно одному проекту, предполагалось, что железная дорога
протянется от Усть-Сысольска на юго-запад к Никольску (уездный центр на Вологодчине)
и далее к станции Буй.
Второй проект предусматривал прокладку железнодорожной трассы от реки Обь через
Уральские горы к Усть-Сысольску, а от него - к Котласу. Этот проект активно
отстаивал депутат Государственной Думы из Выльгорта Д. Я. Попов. Но нехватка
финансов для Министерства путей сообщения из-за начавшейся Первой мировой войны
не позволила начать строительство железной дороги по проекту А. А. Борисова. Сегодня, кстати, строят иначе (подробнее).