Оглавление |
---|
Формирование колесных пар |
Запрессовка колес |
Проверка колесных пар |
Повышение надежности колесных пар |
Надежность работы колесной napы и безопасность движения поездов во многом зависит от прочности соединения колес с осью.
Колеса, насаженные на ось, удерживаются на ней благодаря, наличию натяга, образующегося вследствие того, что диаметр отверстия ступицы колеса меньше диаметра подступичной части оси. Колеса с осью соединяют прессовым способом.
Колесные пары формируют в колесном цехе вагоностроительного и вагоноремонтного заводов (ВСЗ и ВРЗ) и вагонных колесных мастерских (ВКМ), оснащенных гидравлическим прессом, станками для обработки осей и колес, мостовым и консольным кранами, стендами для дефектоскопирования осей и др. Запрессовочный пресс имеет механизм для записи диаграммы запрессовки и рабочий манометр контроля усилия запрессовки. Перед запрессовкой производится обработка сопрягаемых поверхностей ступицы колеса и подступичной части оси с соблюдением требований натяга, шероховатости, овальности, волнистости.
Размеры подступичных частей оси должны соответствовать стандартам и требованиям действующей Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар. Для плавного захода оси в ступицу колеса при запрессовке наружная часть подступичной зоны оси обтачивается на конус с разностью диаметров не более 1 мм и длиной 7—15 мм (запрессовочный конус). Середина оси намечается кернером, относительно которого симметрично устанавливают колеса при запрессовке.
После окончательной обработки подступичную и среднюю части оси испытывают магнитным дефектоскопом.
Подобранное по размерам колесо подается краном на карусельный станок, где производится расточка отверстия ступицы.
Во избежание задиров в процессе запрессовки и снижения концентрации напряжений в оси внутренние кромки отверстия ступицы выполняют с закруглением радиусом 4—5 мм.
Для получения прочного прессового соединения диаметры подступичных частей оси делаются на 0,1—0,25 мм больше диаметра отверстий ступиц (натяг).
Сопрягаемые поверхности отверстий ступиц колес и подступичных частей оси обрабатывают с шероховатостью Rz 320. В процессе запрессовки ведется контроль за показанием манометра на прессе.