Аппараты Ш-1-ТМ, Ш-2-В и Ш-2-Т устанавливают в автосцепное устройство, имеющее стандартное расстояние между передними и задними упорами (625 мм).
Аппарат Ш-2-В имеет литой корпус 3, три штампованных фрикционных клина 4, штампованный нажимной конус У, наружную 5 и внутреннюю 6 пружины и стяжной болт 7 с гайкой 2.
Масса аппарата 134 кг.
Детали его изготавливают из стали марок: пружины —60С2ХФА (ГОСТ 14959—79); корпус — ЗОГСЛ-Б, или 32Х06Л-У; болт с гайкой — сталь Ст. Зсп5 (ГОСТ 380—71).
Аппарат работает следующим образом.
При сжатии усилием 240 кН клинья начинают перемещаться по горловине внутрь корпуса и сжимать пружины.
Между горловиной и клиньями возникают силы трения, пропорциональные давлению между трущимися поверхностями. Давление клиньев на корпус увеличивается по мере сжатия пружин и к концу хода аппарата оно достигает наибольшего значения.
Чтобы клинья при своем перемещении не смещались в одну сторону и не перекашивались, горловина корпуса аппарата выполнена шестигранной.
Окончанием хода аппарата считается положение, при котором нажимной конус полностью входит в корпус аппарата, а упорная плита касается горловины корпуса.
После уменьшения сжимающей силы происходит восстановление (отдача) аппарата за счет упругих сил пружин. Для облегчения возвращения клиньев в исходное положение грани горловины корпуса выполнены с наклоном 2°.
Основные параметры аппарата определяются при испытании его на прессе по рабочей диаграмме.
Площадь ОАБГ на диаграмме характеризует энергоемкость аппарата, площадь ДАБВ - необратимо поглощенную энергию, а ОДВГ - потенциальную энергию деформации пружин, которая обеспечивает возвращение деталей в исходное положение.
Точка А соответствует начальному сжатию аппарата, а точка Б сжатия.
Сборка аппарата ведется в такой последовательности.
В отверстие корпуса вставляют стяжной болт 7, под головку которого устанавливают временную прокладку, исключающую его поворот при навинчивании гайки.
Затем ставят две пружины, на которые укладывают три фрикционных клина, а на них — нажимной конус. Собранный аппарат сжимают под прессом, на болт навинчивают гайку, под которую ставят временную подкладку, обеспечивающую свободную постановку поглощающего аппарата на вагон.
После первого удара подкладка выпадает, а аппарат занимает нормальное положение в распор между задним и передним упо-усилию конечного рами.