ads top

Водоснабжение пассажирских вагонов

Независимо от типа все пассажирские вагоны оснащены самотечной системой водоснабжения, которая предназначена для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками.


В пассажирском вагоностроении нашли применение две системы и конструкции водоснабжения: отечественного и постройки ГДР.
Вагоны, выпускаемые Калининским вагоностроительным заводом, оборудованы горячим и холодным водоснабжением с общей вместимостью 1000 л.

Система снабжения холодной водой состоит из большого и малого баков с поддонами, объединенных двухдюймовой трубой, наливных труб с соединительными головками, расположенными под вагонами с обеих сторон, и сети трубопроводов (изображены сплошными линиями) с различной арматурой.


Большой бак  (объем 850 л) расположен над потолком туалета и коридора некотлового конца вагона. Он состоит из стального корпуса, волнорезов, крышки. В корпус вварены две наливные трубы и вестовая труба, предотвращающая перелив баков. По торцам имеются люки, предназначенные для чистки бака.

Малый бак  (объем 80 л) размещен над потолком туалета котлового конца вагона.

Он состоит из стальных корпуса и крышки, снабжен смотровым люком, воздушной трубой и водомерным стеклом. Внутренняя поверхность большого и малого баков оцинкована, а наружная окрашена эмалью. Поддоны изготовлены из листовой оцинкованной стали и имеют слив под вагон.

Сливные трубы  снабжены обогревателями, расположенными на их концах.
На наливных трубах устанавливаются вентили для предотвращения выплескивания воды из бака во время движения. Головки наливных труб закрыты кожухами, предохраняющими их от загрязнения, и оборудованы электрообогревателями. Уровень воды в обоих баках определяется по водомерному стеклу, установленному на малом баке. Из баков холодная вода попадает к кипятильнику, водяной коробке системы отопления, в туалетные к умывальникам  и унитазам, а также в служебное отделение к мойке.


Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты 8, работающей на твердом топливе, и расширительного бака 6, расположенных в котельном отделении, а также бака  для горячей воды, расположенного над потолком коридора котлового конца вагона, и системы трубопроводов горячей воды (изображены штриховыми линиями).


Бак для горячей воды  (объем 45 л) состоит из стального корпуса, покрытого теплоизоляцией, крышки, змеевика и патрубка. Для периодического контроля за температурой воды в бак вмонтирован дистанционный термометр.

Покрытие поверхностей корпуса аналогично с баками холодной воды.

Расширительный бак 6 состоит из корпуса, переливной трубы, благодаря которой уровень воды в баке не поднимается выше установленного, водопроводной трубы и патрубков для подсоединения различных трубопроводов.


Для управления системой водоснабжения служат вентили  и краны. Система имеет два режима работы: зимний и летний. В зимнем режиме, когда работает котел системы отопления, горячая вода в змеевик бака 11 поступает непосредственно из котла. В летнем режиме, когда котел не работает, горячая вода в змеевик поступает от водогрейной плиты.

Перед тем как затопить водогрейную плиту, а также когда она уже топится, уровень воды в расширителе периодически проверяется, открывая водопробный кран, и в случае необходимости пополнения подкачивается ручным насосом. Питьевая вода перед употреблением кипятится и поступает в бак. Охлаждение ее осуществляется водоохладителем.


В водоснабжении купейного вагона постройки ГДР  в отличие от предыдущей системы с некотлового конца расположены два сообщающихся между собой бака. Общий объем системы водоснабжения 1050 л. В котловом конце вагона находится промывной бак объемом 50 л, в который вода подается из больших баков по трубе.

В этой системе вода нагревается в специальном бойлере  змеевиком, соединенным системой труб и кранов с котлом отопления. Температура воды в бойлере контролируется с помощью термометра.  Летом бойлер можно подогревать от плитки для приготовления пищи, отапливаемой твер-дым топливом.


Система наполняется водой через наливные трубы, находящиеся в некотловом конце вагона: одна — со стороны купе, а другая — со стороны коридора. На концах этих труб имеются соединительные головки для подключения шлангов, защищенные кожухами. В зимнее время перед заполнением системы заблаговременно включаются электрические обогреватели для оттаивания головок наливных труб.
Если система заполняется через одну трубу, то другая и вестовая  трубы являются водосливными, не допускающими завышения установленного уровня. Когда заполнение системы закончено, в средней части вагона на электрощите, смонтированном на боковой стене, зажигается сигнальная лампочка белого цвета, после чего наполнение прекращается, а выключатель сигнальной установки на распределительном щите служебного отделения ставится в положение «выключено».
Магистральный трубопровод, идущий вдоль вагона, питает холодной водой кипятильник  через фильтр и поплавковую камеру, а систему отопления — через обратный клапан. Кипяченая вода из кипятильника  перекачивается ручным насосом в бак 6, откуда она поступает в бак  охладительной установки. Охлажденная до + (12—18) °С вода по трубопроводу поступает к крану питьевой воды, установленному в нише стены малого коридора.
Умывальные чаши, расположенные в обоих   концах   вагона, а также мойка 8 снабжаются холодной и горячей водой.

К унитазам  поступает холодная вода из системы холодного водоснабжения, но для оттаивания в зимний период к ним через трубопровод  из системы отопления подается горячая вода. Для подсоединения шланга, используемого при уборке в туалете, предусмотрен трубопровод  с вентилем.
Горячая вода к умывальникам  и мойкам  поступает по трубопроводу, а возвращается в бойлер неиспользованной горячей воды по трубопроводу. Уровень воды в баках  проверяют с помощью контрольных трубок  и кранов, установленных в туалете некотлового конца вагона.


Пассажирские вагоны других типов (вагоны-рестораны, почтовые, багажные и др.) также оборудованы самотечной системой водоснабжения и отличаются от приведенных выше конструктивными решениями, обусловленными назначением вагонов.


В вагонах-ресторанах установлены две самостоятельные системы снабжения горячей и холодной водой:

- первая— для кухни с раздаточным отделением,

- вторая — для котельной с туалетным отделением.

Для снабжения кухни и раздаточной холодной водой имеется бак вместимостью 800 л, расположенный над потолком кухни.

Из бака холодная вода по трубам подводится к кранам: мойке посуды, находящейся в раздаточной, мойке и умывальнику, находящимся в кухне. От этого же бака по трубопроводу ручным насосом вода подается к водонагревателю и баку горячей воды (200 л). Отсюда вода через фильтр очистки поступает к кранам моек.

Для посуды и умывальника. Обе системы холодной и горячей воды кухни и раздаточной наполняются через соединительные головки, расположенные в середине вагона с обеих сторон. Система налива воды всего вагона оборудована электрической сигнализацией наполнения баков. Когда наполнение системы подходит к концу, загорается лампочка на щитке, которая гаснет в момент прекращения на пополнения. Наливные трубы и труба слива умывальной чаши имеют электрические обогреватели.

Запас воды в вагоне-ресторане для котельной и туалета 130 л. Холодная вода по трубопроводу подается в котел отопления к умывальной чаше и душу.

Горячая вода приготовляется в установленном в котельном отделении водонагревателе, от которого она по трубопроводу путем естественной циркуляции попадает в бак горячей воды и возвращается обратно в водонагреватель. Расходуется горячая вода в туалете (в душе и умывальнике).


Система водоснабжения багажных и почтовых вагонов также имеет горячую и холодную воду. Система снабжения холодной водой состоит из бака 300 л, расположенного над коридором в нише служебного отделения, а также трубопроводов и водоразборочных устройств.
Система заполняется водой снизу из-под вагона по наливным трубам, проходящим в коридоре и купе багажных раздатчиков.


Снабжение горячей водой душа осуществляется от расширителя котла, а туалета — от системы отопления. На почтовых вагонах, построенных в 1971 г., для получения горячей воды дополнительно установлен электронагреватель объемом 25 л.


Кипяченая питьевая вода пассажирских вагонов приготавливается в кипятильниках непрерывного действия  с комбинированным (электрическим и угольным) отоплением.

Он состоит из корпуса кипятильника, корпуса топки  угольного отопления, электрических элементов, водосборника  кипяченой воды, поплавковой камеры  с клапаном, фильтра, указателя  уровня кипяченой воды, термометра  и арматуры (трехходового, водоразборного  и спускного  кранов).

Пространство между наружной стенкой корпуса  кипятильника, корпуса топки  и конусной трубой  водосборника представляет собой камеру, заполняемую сырой водой.

Внутренняя стенка корпуса кипятильника и конусная   труба   образуют    водосборник  кипяченой воды, который связан с атмосферой сливным патрубком. Вода в кипятильнике нагревается за счет сжигания древесного угля в топке или от электрических нагревательных элементов.


Вода из сети водоснабжения  подводится в кипятильник   через трехходовой кран  и фильтр,   поплавковую камеру  и кран. При нагревании воды до температуры кипения она переливается через конус  в водосборник, уровень ее в камере сырой воды и поплавковой камере понижается, поплавок  опускается   и   открывает клапан   водопровода.   Таким   образом сырая вода пополняется в кипятильнике. После подачи воды уровень ее поднимается, и   поплавок   своей   верхней запорной иглой перекрывает водопровод.

Поплавок отрегулирован так, что уровень сырой воды не может подняться выше   уровня,   не    доходящего   на 40 мм до верхней   кромки конуса, в результате чего исключается возможность попадания ее в некипяченом виде в водосборник. Уровень сырой воды контролируется по указателю  уровня   поплавковой   камеры,   на котором имеются две красные   риски. Верхняя риска указывает на предельное   наполнение   кипятильника   водой, а нижняя — на   предельно  возможный расход сырой воды и минимально допускаемый уровень   ее   в камере. Наполнение водосборника кипяченой водой контролируют по указателю уровня, на котором также имеется красная риска, указывающая на  предельное наполнение водосборника.


При номинальной работе кипятильник дает 1,1 —1,4 л кипяченой воды в минуту.


Установка для охлаждения питьевой воды состоит из компрессора, нагнетательного вентиля, конденсатора, ресивера, запорного вентиля, фильтра, автоматического регулирующего вентиля  и испарителя. Вода из бака кипяченой воды  поступает в бак, охлаждается в нем, а затем подается к водоразборному клапану. Вода охлаждается за счет отдачи своего тепла парам хладагента в испарителе.

Последовательность    процесса    работы   халодильной    установки     следующая: компрессора       газообразный   хладагент   (хладон-12)   через  нагнетательный вентиль  поступает в конденсатора и переходит в жидкое состояние.

Из конденсатора он через ресивер, запорный вентиль, фильтр  и автоматический    регулирующий     вентиль  компрессором   нагнетается в испаритель 8. При прохождении через регулирующий вентиль  жидкий хладон расширяется, давление его резко падает и он переходит в газообразное состояние — испаряется.

В процессе испарения хладон-12 отбирает тепло от окружающей среды — воды, а затем его пары   всасываются   компрессором 18 через  всасывающий  вентиль, и цикл повторяется. Уровень температуры охлаждения воды устанавливается при помощи термостата  и может регулироваться в пределах ( 12—20) °С. В вагоне водоохладитель находится в шкафу, где расположены бак  для кипяченой   воды  вместимостью   40 л, бак для   охлаждающей   воды, холодильный агрегат, а ниша 1 с краном 2 для раздачи воды — в коридоре.


Детали  системы  водоснабжения  из пластмасс.  Пластмассы обладают малой плотностью, необходимой прочностью   и   высокой   коррозионной   стойкостью.   Многие    пластмассы   хорошо сопротивляются повышенной   влажности. В связи с этим в вагоностроении из   пластмасс   изготавливают   различные детали и узлы системы водоснабжения. 

Калининский вагоностроительный завод выпустил   серию пассажирских вагонов, у которых в системе водоснабжения   баки   вместимостью  520 и 80 л, умывальные раковины и унитазы изготовлены из   стеклопластика на основе полиэфирной смолы. Трубы, фитинги,   вентили,   втулки,    тройники   и другие   регулирующие   и соединительные детали   сделаны   из   полиэтилена низкой плотности.


Полиэтиленовые трубы не подвергаются коррозии и по сравнению с металлическими обладают большей пропускной способностью, обусловленной гладкостью их внутренней поверхности и отсутствием продукции коррозии.

Термопластичность полиэтилена позволяет осуществлять неразъемные соединения труб с помощью сварки. В туалетных отделениях пол изготавливают из стеклопластика вместо цементного, покрытого метлахской плиткой.
Применение пластмасс позволяет снизить собственную массу вагона, продлить срок службы и уменьшить трудоемкость при изготовлении и ремонте.
В пассажирских вагонах железных дорог бывшего СССР применяются две системы отопления: водяная и электрическая. Водяная система применяется на всех пассажирских вагонах локомотивной тяги, снабженных автономной системой электроснабжения от подвагонных генераторов и аккумуляторных батарей.

Вагоны локомотивной тяги, имеющие централизованное электроснабжение от вагона-электростанции или от контактной сети через электровоз, а также самоходные вагоны электропоездов оборудованы электрическим отоплением. Системы отопления пассажирских вагонов изучаются в курсе «Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах».

Нужна мобильная буровая установка на воду? Выбирайте и заказывайте на mozbt.com.

 
//

Поиск по сайту

Скачать

Скачать с нашего сайта
Анурьев В.И.
Справочник конструктора-машиностроителя:


Справочник Анурьева, 1 том

Справочник Анурьева, 2 том

Справочник Анурьева, 3 том
Какую роль играет ж.д. транспорт в вашей жизни?
 
Как вам наш сайт?
 
Как вам дизайн нашего сайта?