Всесоюзным научно-исследовательским институтом вагоностроения совместно с другими организациями разработан и проходит эксплуатационные испытания на четырехосных грузовых вагонах фрикционный поглощающий аппарат типа Ш-5-ТО (рис. 41) (шестигранный, пятый вариант, термически обработанный, объединенный) с ходом 100 мм.
Корпус аппарата Ш-5-ТО объединен с тяговым хомутом в единую отливку. В этом принципиальное отличие от поглощающего аппарата типа Ш-1-ТМ.
Объединение корпуса аппарата с хомутом в единую отливку позволило увеличить длину пружинного комплекта, пропустив его между опорными плоскостями заднего упора, при этом расстояние между передним и задним упорами, равное 625 мм, сохранено.
Пружинный комплект упирается в съемную крышку 10, которая крепится к корпусу аппарата. Проушины хомутовой части отливки имеют удлиненные отверстия для тягового клина. Удлинение этих отверстий необходимо для размещения клина при сжатии аппарата, так как в результате объединения корпуса с хомутом последний стал неподвижным.
Габаритные размеры аппарата составляют 1042x318x286 мм. Масса аппарата 237 кг. Аппарат Ш-5-ТО предназначается для четырехосных грузовых вагонов.
Взаимодействие деталей в процессе сжатия и восстановления аппарата аналогично аппарату Ш-1-ТМ. Сборка аппарата Ш-5-ТО производится в такой последовательности.
В корпус 1 аппарата, находящийся в горизонтальном положении, через отверстие в днище вставляется пружинный комплект, а затем со стороны днища к корпусу крепится съемная крышка 10 и через ее отверстие вставляется стяжной болт 9. Корпус аппарата со съемной крышкой и стяжным болтом устанавливается вертикально.
При этом корпус своими опорными поверхностями опирается на специальную подставку. Далее на пружинный комплект кладется шайба 6, на которую устанавливаются три фрикционных клина 5, а на них кладется нажимной конус 2.
Для того чтобы установить гайку на стяжной болт, аппарат сжимают. Эту операцию следует производить под прессом. В отличие от аппарата Ш-1-ТМ у аппарата Ш-5-ТО нагрузка может быть
приложена только к конусу. Следовательно, потребное в этом случае усилие увеличится в несколько раз по сравнению с нажатием на клинья.
Гайку 3 надо навинчивать до конца резьбы, при этом расстояние от торца нажимного конуса до опорной поверхности корпуса аппарата должно находиться в пределах 568—576 мм.
Для предотвращения свинчивания гайки с болта в процессе эксплуатации выступающую часть нарезки болта над гайкой расклепывают. С целью облегчения постановки аппарата на подвижной состав под гайку или головку стяжного болта ставится металлическая прокладка 4 толщиной 10—15 мм.
Поглощающий аппарат Ш-5-ТО позволяет производить соударения четырехосных вагонов со скоростью 10 км/ч, при этом продольная сила не превышает 2 МН и эксплуатироваться в поездах весом до 8 тыс. т.