Дефектоскопию вагонных колесных пар осуществляют магнитопо-рошковым методом и ульразвуковым эхо-методом.
Для магнито-порошковой дефектоскопии используют дефектоскопы переменного тока нескольких типов, намагничивающим устройством каждого из которых является соленоид. Испытание производят способом нанесения сухого магнитного (железного) порошка марки ПЖ6ВМ или жидкой магнитной суспензии этого порошка. Порошок размешивают обычно в трансформаторном масле из расчета 200 г/л.
При низких температурах добавляют керосин.
Неразъемный дефектоскоп типа ДКМ-1Б применяют для проверки шеек и предподступичных частей осей сформированных колесных пар. Зона действия дефектоскопа 230—240 мм с каждой стороны.
Дефектоскоп соединяют с сетью и навешивают на шейку оси около ее торца, включают тумблер (или кнопку) дефектоскопа, свободную поверхность шейки и предподступичную часть поливают магнитной суспензией и осматривают. После поворота колесной пары на 180° операцию повторяют. Затем дефектоскоп перемещают к ступице колеса и таким же образом проверяют переднюю часть шейки.
Для размагничивания дефектоскоп снимают с шейки и выключают после удаления от нее на 500—600 мм. Для обеспечения кругового осмотра колесную пару устанавливают на приводные ролики испытательного стенда, расположенные в разрезе рельсовой колеи.
Разъемный дефектоскоп типа ОД-1-1 применяют при контроле средней части оси колесной пары.
Для возможности охвата оси трехвитковый соленоид этого дефектоскопа из шинной меди «разрезан» по диаметру, и витки соединены с одной стороны шарнирами, а с другой в рабочем положении смыкаются друг с другом.
Зона действия дефектоскопа 250 мм. Дефектоскоп находится на передвижной тележке и применяется в комплекте с испытательным стендом, обеспечивающим вращение колесной пары и передвижение дефектоскопа вдоль оси.
В процессе испытания тележку с включенным дефектоскопом перемещают от ступицы к средине оси, последовательно нанося сухой магнитный порошок. Таким образом контролируют первую половину оси. Затем дефектоскоп выключают и продвигают ко второй ступице и таким же порядком проверяют вторую половину оси.
Колесную пару поворачивают 4—5 раз, последовательно проверяя всю ось.