Оглавление |
---|
Гальваническое покрытие |
Осталивание (железнение) |
Меднение |
Металлизация |
Изношенные детали вагонов восстанавливают различными электролитическими способами. В вагоноремонтном производстве получили распространение хромирование, железнение, никелирование, меднение и цинкование.
Хромирование состоит в том, что хром осаждается на ремонтируемую деталь из электролита (при прохождении через него тока), в качестве которого используется водный раствор хромового ангидрида (150—250 г/л) и серной кислоты (1,5—2,5 г/л).
Катодом является деталь, а анодом служат свинцовые или свинцово-сурьмянистые пластины. Электролит подогревается до температуры 50—60 °С. Хромирование ведется при постоянном токе плотностью 25—50 А/дм2, напряжением 6 В.
Перед хромированием детали шлифуют, обезжиривают, декапируют и несколько раз промывают в горячей и холодной воде. После хромирования их промывают и обрабатывают (обычно шлифуют) до чертежных размеров. Толщину наносимого слоя хрома определяют:
- по разности размеров детали до и после хромирования;
- по изменению массы детали;
- спектральным анализом;
- по поперечным шлифам;
- снятием слоя хрома механическим или химическим путем.
При хромировании не нарушается термическая обработка деталей. Твердость покровного слоя составляет НВ 500—1200. При наличии смазки пористый хром обладает высокой износостойкостью, а при небольшой толщине покрытия слой хрома имеет надежное сцепление с основным металлом.
К недостаткам хромирования следует отнести следующее:
- при большой толщине покрытия (более 0,3 мм) оно отслаивается (слабое сцепление);
- малую производительность процесса (отложение слоя хрома толщиной 0,015—0,03 мм/ч);
- применяется сравнительно дефицитный хромовый ангидрид;
- хромированная поверхность плохо поддается механической обработке;
- процесс гальванического хромирования относительно дорог.